Цепь ГРМ — это очень важный узел в каждом автомобиле, поэтому его замене стоит уделить особенное внимание. Если цепь износилась, ее нужно менять, но вот как это сделать — своими силами или при помощи профессионалов — каждый решает сам. Эта статья заинтересует тех, кто желает попробовать сменить цепь самостоятельно. Это не такая уж простая процедура, поэтому необходимо сначала подумать, а сможете ли вы с ней справиться, и уже только потом приступать к ее реализации. Помните, что неправильная установка деталей может негативно сказаться на работе автомобиля.
Когда менять цепь ГРМ?
Производитель не регламентирует замену цепной передачи ГРМ, но специалисты рекомендуют делать это не позже 150 000 км. Если цепь продолжать эксплуатировать дальше, то она может даже и оборваться. А самой распространенной неисправностью цепной передачи является е растяжение. В отличие от ремня, цепь рвется очень редко, и в этом, несомненно, ее преимущество. Но это совсем не говорит о том, что она будет служить вечно. Конечно, за состоянием цепной передачи необходимо все время наблюдать, иначе она сможет принести такие «сюрпризы», последствия которых будет сложно устранить.
Ниже перечислены причины преждевременного растяжения цепной передачи:
- Повышенные нагрузки. Если вы используете прицеп, то это обязательно окажет огромную нагрузку на механизм ГРМ.
- Использование автомобиля в экстремальных условиях также не продлит срок службы цепи.
- Город убивает цепь гораздо раньше срока. В условиях городского вождения водители часто стоят в пробках, а это губительно сказывается на состоянии цепной передачи.
- Водители, практикующие агрессивное вождение, также должны быть к тому, что цепная передача механизма ГРМ их автомобиля может перестать работать раньше срока.
- А еще цепь деформируется, если в системе используется некачественное масло. Его постоянное нахождение ниже уровня минимальной отметки также не будет благоприятствовать продлению срока цепной передачи. Вообще, следует использовать в системе только качественное масло, так как это имеет очень большое значение для срока службы определенных компонентов любого автомобиля.
Износ цепи можно определить как на слух, так и визуально. Включите мотор и послушайте: если слышен обычный приятный шелест — с цепью все в порядке. А вот когда вместо шелеста слышен скрежет, стоит задуматься о замене цепной передачи. Сначала следует попробовать просто подтянуть цепь. Если это не даст результатов, тогда она подлежит замене. А что же будет, если оставить работать растянутую цепь? Поверьте, ничего хорошего. Растянутая цепь рано или поздно слетит со звездочек, что обязательно станет причиной того, что синхронизация работы валов будет нарушена и клапана встретятся с поршнями. Ничего хорошего такая встреча не сулит. В результате этого произойдет деформация клапанов, поршням и цилиндрам также не поздоровится. Поэтому очень важно вовремя производить диагностические процедуры как по отношению к цепи, так и ко всему механизму ГРМ.
Итак, если вы определили, что цепную передачу уже пора заменить, начинайте это делать. Если вы решили сменить цепь самостоятельно, тогда приготовьте все необходимое и начинайте. Во-первых, купите саму новую цепь. Скорее всего вам придется заменить и натяжитель. Нельзя утверждать это с полной уверенностью. Возможно, натяжитель еще сможет вам послужить. Чтобы с большей степенью уверенности определить степень его износа, можно пригласить специалиста. А вот успокоители точно придется поставить новые. Эти детали сделаны из пластика, а значит, они недолговечны.
А теперь приступаем к замене цепи. Делая это, следует в точности соблюдать инструкцию и следовать правилам безопасности.
- Сначала следует слить незамерзайку и демонтировать воздушный фильтр. Все его патрубки тоже снимаем.
- Снимаем первую подушку двигателя. Для этого мотор придется приподнять при помощи домкрата.
- Снимаем двигательную опору, отвернув 3 крепящих ее болта.
- Прокручиваем натяжитель цепи по часовой. Таким образом цепь ослабится.
- Фиксируем натяжитель, используя для этого любой подходящий по диаметру предмет — гвоздь, сверло.
- Откручиваем шкив насоса, подающего охлаждающую жидкость. Запоминаем расположение болтов, так как среди них есть короткие и длинные. Всего здесь придется открутить 9 болтов.
- Снимаем натяжитель, открутив для этого 7 болтов.
- Снимаем шкив, расположенный на коленвале.
- Начинаем прокручивать коленвал вправо. Делать это следует за болт его крепления. Верхняя мертвая точка будет определена тогда, когда торцевые прорези расположатся в одну линию.
- Сейчас нам необходимо зафиксировать распредвалы. Для этого можно использовать разные приспособления, среди которых и уголок на 45. Иногда вставить уголок не получается. Это бывает в том случае, когда цепь растянута так, что подтянуть ее уже не представляется возможным.
- Совмещаем метки на корпусе ГРМ и шкиве коленвала.
- Приступаем к снятию корпуса механизма ГРМ. Здесь придется постараться, так как нужно отвернуть много болтов. Ставим одну метку на распредвале и две — на коленвале.
- Теперь ослабляем натяжение цепи, чтобы приступить к ее непосредственному снятию.
- Снимаем успокоители, а затем и саму цепь.
- Не забываем поменять прокладку на кожухе.
- Сейчас уже можно приступать к установке новой цепи. Сначала на новую цепь переносим метки со старой, путем их приложения друг к другу.
- Возвращаем на свое место помпу.
- Все прочие компоненты устанавливаем в порядке от обратного.
После установки нового привода следует проверить корректность работы двигателя. Включите его и послушайте, как он работает. Если посторонних шумов не наблюдается, значит, вы все сделали правильно.